Профессиональная ориентация — как составная часть учебно-воспитательного процесса на уроках физики.
Изосимова Т. С.
Садово-архитектурный профессиональный лицей № 113 Санкт-Петербурга
Высокие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в большей степени ставят актуальными проблемы профессиональной ориентации молодежи, так как профессиональные намерения значительной части учащихся часто не соответствуют спросу кадров в определенных профессиях. Поэтому вся система профориентации должна оказывать существенное влияние на выбор жизненного пути молодежи, адаптацию ее к профессии.
Подготовка к выбору профессии должна происходить в системе с всесторонним и гармоничным развитием личности, и ее следует рассматривать во взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. В связи с этим можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом не только в развитии определенного человека, но и в функционировании общества в целом.
Выбор профессии молодого человека проходит в несколько этапов: возникновение проблемы (начало выбора профессии), поиск компетентного лица, которое помогло бы в решении поставленной проблемы, сбор информации об интересующих профессиях, построение образа этих профессии, постановка конкретных задач для получения данной профессии и выбор оптимального решения. На каждом этапе молодой человек может совершать ошибки, которые профориентация должна помочь исправить или предотвратить.
Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа учебного заведения с родителями. Практика показывает, что родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это далеко не полный список методов.
Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, которые востребованы на рынке труда, нужно избегать всякого рода давления, так как неумелое влияние на учащихся может привести к потери интереса к данной профессии.
Основой для работы по профессиональному самоопределению учащихся должна служить связь профессии с жизнью. Основными направлениями работы по профпросвещению являются:
1. формирование разностороннего представления учащихся о предприятиях, профессиях;
2. необходимость учитывать наличие отраслей производства по данной профессии в конкретном регионе;
3. профессиональное самоопределение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
4. исходя из разнообразия профессий следует уделить внимание профессиональным интересам, склонностям и способностям молодежи .
Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.
Деятельность преподавателя общеобразовательной дисциплины должна быть направлена на:
-
развитие познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
-
обеспечивание профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых, профессионально важных навыков;
-
формирование у учащихся адекватной самооценки;
-
наблюдение по выявлению склонностей и способностей учащихся;
-
адаптацию учебных программ в зависимости от особенностей учащихся.
Приоритетом в системе общего и профессионального образования становится постоянное формирование у молодежи мотиации к саморазвитию и получению востребованной профессии. Сопровождение профессионального самоопределения молодежи в Садово — архитектурном лицее №113 происходит и на уроках физики.
Исходя из определения, что физика — это наука о природе, можно сделать вывод о том, что к профессиям нашего лицея данный предмет имеет непосредственное отношение. В нашем учебном заведении идет акцент на межпредметные связи между физикой и учебными дисциплинами, связанными с изучением растений. Встает вопрос о том как заинтересовать учащегося изучением физики и в то же самое время закрепить интерес к своей профессии. Освоение многих рабочих профессий невозможно без наличия у выпускников базовых физических знаний, сформированности практических умений и навыков, умений совместно делать одну работу.
Уроки физики с привлечением межпредметных связей можно использовать двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметов и обобщающие уроки. На уроках используются навыки умений работы с учебником, справочниками, составления плана, конспекта, тезисов доклада, пользоваться различными источниками. Решения задач межпредметного характера способствуют развитию интереса учащихся к своей профессии, например: «Как с точки зрения физики можно объяснить отличие стеблей водорослей, которые растут в воде, от стеблей растений, растущих на берегу?»
Рассматривая на уроке физики тему «Диффузия», можно привлечь знания учащихся, известные им из курса ботаники: поглощение корнями воды и минеральных солей, дыхание семян. Для этого учащимся предлагают ответить на вопрос: «Какие вам известны явления в живой природе, основанные на диффузии?» При изучении на уроках физики силы трения можно использовать гербарий по систематике растений, с которым учащиеся работали на уроках ботаники. На уроках физики в ряде случаев целесообразно использовать знания о приборах, изучаемых в курсе биологии, таких как микроскоп, термометр, гигрометр.
Широкие возможности представляются для осуществления межпредметных связей физики с ботаникой на внеклассных занятиях, где происходит самоподготовка и саморазвитие, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Использование информационно-компьютерных технологий повышает эффективность индивидуального подхода в работе с учащимися (продуктивная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальное усвоение материала); увеличивает количество предлагаемой информации, сокращает время подачи материала, развивает наглядно-образное, понятийное и предметно-действенное мышление. Применение мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, так как это позволяет представить учебный материал занимательно и познавательно.
Подготовка к освоению рабочей профессии возлагается на преподавателя физики, так как физика является основой производства. Однако в процессе преподавания физики возникают большие проблемы, связанные с отсутствием у учащихся интереса к предмету, со сложностью его усвоения, с недостатком базовых знаний учащихся. Поэтому развитие интереса учащихся к изучению физики должен стать начальным этапом в разрешении данной проблемы.
В настоящее время актуальна проблема профессионального ориентирования учащихся в образовательных учреждениях. Успех молодого человека в выборе профессии в современных условиях зависит от такого качества как мобильность, то есть готовность при необходимости изменять профессию и быстро ориентироваться в ней. Таким качеством учащийся будет обладать тогда, когда он будет подготовлен к решению типовых задач, общих для специалистов разных профессий.
Литература:
1. Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. - 2008.
-
-
-
http://www.referat.ru/referats/view/8607
-
http://festival.1september.ru/articles/412720/
|