Суббота, 04.05.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Изосимовой Татьяны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи » Паруса науки

Олимпиада "Паруса науки"

Роль межпредметных связей при проведении

внеклассных мероприятий по предмету физика

 

 

В настоящее время в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. У учащихся изучение физики часто воспринимается как изучение материала учебника, а не изучение законов природы. Если учащихся не вовлекать во внеклассную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, а не познавательный. Задача образования состоит в том, чтобы дать учащемуся культуру жизненного самоопределения. Следует на конкретных примерах убедить их, что приобретаемые знания применимы к решению важных практических задач. Понимание жизненной значимости знаний осуществляет непосредственную связь теории с практикой, увеличивает интерес к предмету. Поэтому в центре внимания – личный интерес учащегося, своеобразие его индивидуального развития.

Одним из различных путей воспитания у учащихся интереса к учению и наиболее эффективным, является организация внеклассных занятий по предмету. Но для того, чтобы внеклассное занятие было и познавательным, нужно, чтобы поставленная цель была достижимой. Поэтому при разработке и проведении внеклассного мероприятия нужно учитывать некоторые требования.

Мотивацией учебной деятельности учащихся могут служить различные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.д. А вот внеклассное мероприятие решает такую задачу, как формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, получение интеллектуального удовольствия. Перед организаторами внеклассного мероприятия стоит трудная задача – изменить стандарт восприятия, показать учащимся известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, а как нечто постоянно развивающееся.

Одной из причин, равнодушного отношения учащихся к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Поэтому использование полученных в ходе урочных занятий умений и навыков во внеурочной обстановке, должно послужить толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.

При организации внеклассных мероприятий надо создавать условия для взаимодействия учащихся и их взаимопомощи, объединения индивидуальных усилий в единое целое. На уроках учащиеся практически не общаются друг с другом. Любые попытки общения считаются нарушением дисциплины и пресекаются учителем. На внеклассном же занятии создаются такие ситуации, при которых на различных этапах учащиеся могут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать и оценивать друг друга, без принуждения и опасения показать свое незнание.

Характерной особенностью внеклассного занятия, является то, что оно направлено в первую очередь на решение различных задач, таких как уточнение представлений о предмете или явлении в целом, о его существенных особенностях и т.д., что носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом является игровое действие. Внимание учащегося направлено именно на него, а уже в процессе мероприятия, он незаметно для себя выполняет обучающуюся задачу. Поэтому внеклассные занятия представляются учащимся не обычным занятием, но и не простой забавой, а интересным делом.

В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они обучают, находятся по разные стороны педагогического «барьера». Поэтому очень ценны любые формы неформального учебного взаимодействия преподавателей и учащихся, которые можно реализовывать на внеклассном занятии. Вообще, я считаю, что наибольшего эффекта при организации и проведении внеклассного мероприятия можно добиться, если осуществляется педагогика сотрудничества. Идея проведения внеклассного занятия исходит, как правило, от учителя, но подготовку и подбор содержания можно в некоторых случаях возложить на учащихся, при условии, что контроль и руководство будет осуществлять преподаватель, но они не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности учащихся.

Обязательным элементом любого внеклассного мероприятия должна быть ее эмоциональность. Внеурочные занятия должны вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа. Также обязательным должен быть элемент соревнования между командами, это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и к активности у учащихся. В этом случае завоевание победы или выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий учащихся к деятельности. Поэтому не всегда победителями становятся хорошо успевающие учащиеся. Часто много терпения и настойчивости проявляют именно те, у кого не хватает этого для системного приготовления уроков.

При организации внеклассного мероприятия очень важны правила проведения. Постоянное подчинение справедливым правилам – трудная вещь в жизни любого человека, особенно ребенка. Но при проведении внеклассного мероприятия учащийся как бы действует по линии наименьшего сопротивления, т. е. делает то, что ему больше всего хочется, но в то же время учится действовать по линии наибольшего сопротивления, подчиняясь правилам игры. Чем жестче правила, тем процесс становится интересней и тем больше удовольствия от ее результата получает учащийся.

Физика занимает особое место среди преподаваемых дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрения и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта цель может быть достигнута при проведении внеклассных мероприятий, когда в процессе будет сформирован интерес к знаниям.

Физика наука о природе. Знание ее законов расширяет и углубляет знания по химии, биологии и другим предметам. Физика связана со всеми изучаемыми предметами, также она нужна учащимся, для того, чтобы расширить возможность выбора профессии. В любой профессии, человек не обладая конкретными знаниями по физике, не сможет стать мастером своего дела. Для того чтобы поступить в медицинский институт не нужно сдавать экзамена по физике, но современный уровень развития медицинской аппаратуры требует от врача знание устройства лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты и т.д. Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, учащиеся далеко ушли от физики. Но при археологических раскопках, исследуя горные породы, используется закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли. Юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Взять, к примеру, профессии токаря, шофера, электрика, которые не могут не знать принципы работы электродвигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности металла от нагревания и т.д. Без знания математики невозможно решать задачи по физике. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при изучении любого предмета, учащиеся должны параллельно углублять знания по другим предметам, расширять кругозор.

Поэтому одним из важных аспектов при подготовке внеклассных занятий является формирование целостного взгляда на мир и на человека. Для преподавателя крайне сложно создать интегрированный курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, который и формирует этот целостный взгляд на мир. Поэтому очень важно проводить именно такие мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины.

В качестве приложения хочу предложить разработку внеклассного мероприятия, в котором объединены предметы физика, математика и элементы географии. Мероприятие называется «Восхождение к пику знаний». Само название говорит о том, что командам предстоит покорять какие-то вершины.

Подготовка к мероприятию должна начинаться с опорой на те знания и умения, которые есть у учащихся, для того, чтобы была создана ситуация успеха и повышена мотивация. На разных этапах мероприятия учащиеся могут демонстрировать свои знания, а также приобретать.

Основными целями мероприятия является повышение познавательного интереса к предметам и формирование культуры общения, дисциплинированности, чувства ответственности коллектива за каждого и каждого за коллектив, требовательность друг к другу, нетерпимость к лени, высокомерию, эгоизму.

Каждый этап мероприятия направлен на развитие и формирование определенных качеств личности.

В ходе проведения мероприятия внимание учащихся акцентировалось на том, почему именно так мы назвали игру. Каждой команде дали название соответственно тематике игры, по названию вершины известных гор.

Во вступительной части ведущего (преподавателя) внимание учащихся было сосредоточено на том, что перед каждой из команд ставится задача: покорить вершину «Пик знаний», преодолевая различные трудности.

Игра содержит 6 этапов: «Разминка», «Восхождение», «Привал», «Подъем», «Занос», «Последний рывок».

Перед учителем ставится сложная задача: придумать такие задания, которые бы могли настолько заинтересовать учащихся, чтобы они их с удовольствием выполняли. Поэтому задания для каждого этапа подбирались таким образом , чтобы при переходе от одного этапа происходила смена деятельности учащихся. Исходя из этого, можно сказать, что каждый этап по отдельности можно использовать в урочной деятельности в качестве проверочных работ.

Любая внеклассная работа должна учитываться и после ее завершения оцениваться. Для этого созывается жюри, оно подсчитывает баллы. По окончании мероприятия ведущий сообщает не только команду победителя, но и какую высоту (в соответствии с вершинами известных гор) покорила команда. Если же этого не сделать, то учащиеся не будут стремиться довести работу до конца или выполнят ее небрежно.

Через какое-то время желательно обсудить с учащимися проведенное внеклассное мероприятие: что понравилось, а что не удалось. Такой анализ приучает критически подходить к своей работе и деятельности товарищей, не повторять отмеченные ошибки. Открытое обсуждение внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к нетрадиционным формам изучения предмета.

Считаю, что нужно как можно чаще проводить внеклассные мероприятия, в которых бы взаимодействовали одни предметы параллельно с другими изучаемыми дисциплинами (химией, биологией, математикой). Также очень хорошо включать проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой. Так как при использовании межпредметных связей в обучении любого предмета происходит не только развитие мыслительных навыков, сообразительности, получение новых знаний учащихся, но и расширение кругозора, личностный рост учащихся, развитие интереса и любознательности.

В современном мире существуют большие возможности использования мультимедийных технологий, с помощью которых можно подготовить яркое и красочное внеклассное мероприятие, но чтобы почувствовать всю «душу», которую включил преподаватель в подготовку, не стоит исключать и «ручную работу». Любая подготовка требует от преподавателя затрат своего личного времени, зато после проведения, тщательно спланированного мероприятия, получает удовлетворение не только учитель, но и учащиеся, у которых повышается интерес к изучению предмета.

Далее предлагаю подробную разработку внеклассного мероприятия «Восхождение к пику знаний»

 

 

 

Категория: Паруса науки | Добавил: Татьяна (07.04.2014)
Просмотров: 1136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz